Исламский фундаментализм
(Islamic fundamentalism), система убеждений, согласно к-рой возрождение исламского об-ва возможно только на пути возвращения к основополагающим принципам и практике раннего ислама. Фундаменталистские движения нередко возникают как реакция на полит, и эконом, упадок, крый, в свою очередь, объясняют упадком духовным и нравственным. Напр., в 18 и 19 вв. полит, и эконом, раздробленность мусульм. мира и рост влияния Запада привели к возникновению целого ряда разл. движений за возрождение ислама. Несмотря на значит, различия, эти движения были едины в том, что религия является общим стержнем гос-ва и об-ва в противоположность светскому подходу Запада, согласно к-рому необходимо отделение религии от политики. Представители И.ф. выступали за возврат к тем нормам жизни, к-рые были установлены в созданном Мухаммедом в 7 в. в Медине полит, сооб-ве - общине правоверных, управлявшейся шариатом (исламским законом) и поддерживаемой в случае необходимости джихадом (свящ. войной). В 20 в. приобрели влияние такие оргции, как: Мусульманское братство, основанное в Египте в 1928 г. и имеющее независимые нац. орг-ции в Иордании, Кувейте, Палестине, Судане и Сирии, а также значит, вес в Афганистане, Индии и Пакистане; и более радикальная Хезболлах (Партия Бога). Для подобных движений характерна абсолютизация буквального понимания Корана и шариата. В отличие от исламских модернистов, фундаменталисты придают особое значение содержащимся в шариате своду наказаний и нормам, регламентирующим поведение женщин, - во всяком случае, в той мере, в какой эти предписания стали символами самобытности мусульм. культуры и борьбы с европеизацией. Мусульманское братство выступает за президентское правление с выборным консультативным советом, устроенным по образцу шуры времен Мухаммеда. Мн. фундаменталисты считают, что многопартийная система вносит раскол в мусульм. об-во. Нек-рые из них являются приверженцами исламского социализма, отрицают материализм и атеизм марксизма, сокрушаясь вместе с тем о несправедливостях капитализма и особенно осуждая ростовщичество, запрещенное Кораном. Нек-рые зап. аналитики считают возрождение в последние годы исламской религ. практики и Иранскую революцию 1979 г. очередными проявлениями И.ф. Однако вряд ли корректно относить к И.ф. всю религ. практику мусульманства (какой бы суровой она ни была), а непредвзятое изучение конституц. строя Исламской Республики Иран выявляет радикальные новшества, к-рые не носят фундаменталистский характер. Вместе с тем Иранская революция, несомненно, послужила вдохновляющим примером для мн. мусульман самых разл. убеждений во всем мире.